Технология развития критического мышления– это целостная система, формирующая навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце XX века в США Стилом, Мередитом и Уолтером. В российской педагогической практике технология применяется с 1997 года.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Критическое мышление есть мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить.
Критическое мышление это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.
Технология развития критического мышления средствами чтения и письма ставит перед собой такие задачи, как научить учащихся:
- владеть разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения;
- выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур;
- эффективно использовать самые разнообразные ресурсы для получения необходимой информации.
Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к технологии развития критического мышления через чтение и письмо и работать с учениками любого возраста.
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, т.е. еще до знакомства с текстом (под текстом понимается и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал) ученик начинает размышлять по поводу конкретного материала. На первом этапе включаются механизмы мотивации, определяется цель.
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию, осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями;
- искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом - чтение, которое сопровождается действиями ученика: маркировкой с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа), составлением таблиц, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и др. В результате этого ученики получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные.
Таким образом, ученик следит за собственным пониманием самостоятельно.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На стадии рефлексии происходит обобщение информации, возрастает роль письма. Письмо помогает не только разобраться в материале и поразмышлять над прочитанным, но и высказать новые гипотезы.
В технологии развития критического мышления через чтение и письмо используются разные методы и приемы, применяемые как на определенном этапе, так и в качестве стратегии ведения урока в целом.
Рассмотрим те приемы, которые эффективно используются при обучении русскому языку.
Данная технология предполагает равные партнёрские отношения как в плане общения. Так и в плане конструирования заданий, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме данной технологии, учитель престаёт быть главным источником информации, и, использую приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Технология развития критического мышления средствами чтения и письма ставит перед собой такие задачи, как научить учащихся:
- владеть разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения;
- выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур;
- эффективно использовать самые разнообразные ресурсы для получения необходимой информации.
Библиография.
1. Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск, 2003.
- Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно-методическое-пособие. – М., 200
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И.Критическое мышление: технология развития. – СПб., 200
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб., 2003.
- Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М., 2004.
- Мокраусов И.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. – Самара, 2003.
- Палат Е.С. Новые информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М., 2003.
Интернет ресурсы:
- https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200401504
- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/08/09/tekhnologiya-razvitiya-kriticheskogo Вишнякова Е.Е.Не только о технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо.
- https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200302802 Столбунова С.В.Развитие критического мышления. Апробация технологии.
- https://videouroki.net/razrabotki/priiomy-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i.html