Майнд-карта (карта мыслей, интеллект-карта)
графическое структурированное отображение ключевой информации ( технология РКМЧП)
Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.
Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо следовать трём принципам:
- «Принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию.
- «Применяй» – начни применять эту технологию, составь не меньше 100 интеллект-карт.
- «Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.
Преимущества применения технологии интеллект-карт
Обучение: создание ясных и понятных конспектов уроков; максимальная отдача от прочтения книг/учебников; подготовка и планирование проектов; ускорение запоминания, улучшение его качества; мотивация; активизация творческих процессов; развитие ассоциативного мышления; развитие образного мышления; средство организации совместной деятельности; экономия времени.
Законы построения интеллект-карт
- Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре листа. Лист располагается горизонтально (ландшафт).
- От центрального образа рисуются ветки первого уровня, на которых записываются слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.
- С помощью стрелок, соединяющих понятия на разных ветках, устанавливаются причинно-следственные связи.
Технология интеллект-карт позволяет: формировать все виды УУД; диагностировать сформированность УУД; изучать предметное содержание; диагностировать сформированность предметных ЗУНов; визуализировать процессы мышления; визуализировать способы деятельности; организовывать учебно-познавательную деятельность; управлять учебно-познавательной деятельностью; изучать личности учеников; систематизировать и обобщать предметное содержание; готовиться к итоговой аттестации; познавать себя; планировать и регулировать свою деятельность.
Какие особенности составления интеллект-карт должны учитываться учащимися:
- выбирается объект изучения (то, чему посвящена карта), который фиксируется в центральном образе;
- основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей;
- ветви, принимающие форму плавных линий, объясняются и обозначаются ключевыми образами и словами. «Второстепенные» идеи следующего порядка также изображаются в виде ветвей, отходящих от центральных ветвей, и так далее; ветви формируют связанную узловую структуру – систему.
Для себя с учащимися мы выделили следующую «формулу»: объект в центре - темы и идеи – ключевые образы – слова или цитаты – всё логически связываем, чтобы увидеть вывод (результат).
Метод применения интеллект карт считают методом универсальным, даже «революционным», так как он удовлетворяет потребность в творчестве учащихся, развивает способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизирует мыслительную деятельность учащихся. И на практике я убедилась в этом.
Важно помнить, что формирование умений по созданию интеллект – карт как универсального учебного действия (УУД) проходит через следующие этапы:
1) вначале у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;
2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения действия;
3) далее умение включается в практику обучения, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;
4) в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, причём не только на уроках.
критерии оценивания (на основе правил составления интеллект –карты).
- полноту включенной информации,
- наличие яркого центрального образа,
- четкая разветвленная структура , построенную на основе ключевых слов,
- наличие рисунков, символов ( ассоциации),
- наличие ответвлений разного уровня,
- использование цвета,
- обоснование.
Интернет- ресурсы:
- https://geniusrevive.com/majnd-mepping-intellekt-karty-sushhnost-pravila-i-etapy/
- https://temocenter.ru/images/pages/projects/pedmasterskaya/3/intelekt_kart.pdf
- https://multiurok.ru/files/sovriemiennyie-piedaghoghichieskiie-tiekhnologh-48.html
- https://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/2016/09/23/tehnologiya-intellekt-kart
- https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-10057
- https://лендюц.екатеринбург.рф/file/ac41def710bf1f22f0cd1ca5571de2d5