Арт–технология – это система последовательных действий педагога, направленных на решение учебно-воспитательных задач с использованием различных видов искусства. Инсценирование, художественные сочинительства, рисование, игры и музыка развивают внутренние силы ученика, будят воображение, развивают образное мышление, создают ситуацию проживания детьми изучаемого материала, расширяют кругозор и многое другое. На таких уроках умственное воспитание переплетается с социальным, эстетическим и оздоравливающим, чего трудно добиваться на других уроках.
Арт-технологии помогают:
- интерпретировать текст;
- избежать монотонности и скуки;
- мотивировать подростков на прочтение художественного произведения, повторное обращение к тексту;
- более глубоко погрузиться в художественный мир литературы.
- (текст-арт) — это цвето-графическое воплощение каллиграфически выписанного на бумаге стихотворения. Рассматривая изображение, зритель видит причудливые переплетения букв, складывающиеся в слова, которые, в свою очередь, образуют короткое стихотворение на французском языке. Рассматривают одновременно как один из методов стратегии смыслового чтения (РКМЧМ), либо как арт-технологию (обучение интеллектуальной деятельности на основе деятельностного подхода средствами художественного творчества). Бруно Нивер.
В основе метода лежит техника активного воображения, которая предлагает учащимся возможность для самовыражения и самореализации через результаты своей творческой художественной деятельности.
Две формы :
- Активная форма (создание учащимися своих собственных произведений: рисунков)
- Смешанная форма (ученик прибегает к произведениям искусства (сказки, картины, скульптуры и т.п.) для создания своих собственных продуктов творчества)
Каждая стихокартина – это иллюстрация, основанная на поэтической строчке и будто нарисованная буквами.
Стихокартины - это рисуночный анализ стиха
Использование метода даёт возможность :
- расширить уровень познавательной активности, пробудить в учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала,
- развивать творческие способности учащихся.
- Является одной из технологий, которая повышает качество образовательного и воспитательного процесса.
создаётся эффект присутствия «Я это видел», проявляется интерес, желание узнать и увидеть больше.
Арт-урок часто идёт по алгоритму «что будет, если...». Учащиеся могут общаться, помогать друг другу, рассуждать, слушать свой внутренний голос и самовыражаться.
На современном этапе большой интерес представляют арт-технологии, сущность которых заключается в применении различных техник разных видов искусств в учебно-воспитательном процессе как средство творческой самореализации и способа личностного развития будущего специалиста.
Основными формами проведения арт-технологий являются: ролевые и деловые игры, концепты, групповые дискуссии.
- Предполагаемые результаты от применения технологии
Даёт возможность расширить уровень познавательной активности, пробудить в учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала (становится возможным понимание особенностей стиля поэта, его образов), развивать творческие способности учащихся.
- Условия успешного применения. Как лучше использовать технологию (в начале урока, в конце; нужна ли предварительная подготовка; в начале изучения темы или в конце; какой нужен тип урока; какой возраст оптимален и т.д.)
Данную технологию применяем с 5-го класса при изучении лирических произведений.
Например: 5 класс:
Раздел : Образ Родины в русской поэзии
- Образ родины в русской поэзии XIX века : «Русь» И. С. Никитина, «Край ты мой, родимый край...» А. К. Толстого,«Запевка» И. Северянина, «Родная деревня» Н. М. Рубцова.
- Стихотворения И. А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги...», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...». Особенности художественной картины, нарисованной в стихотворении.
- Стихотворения С. А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная...», «Топи да болота...», «Нивы сжаты, рощи голы...». Картины деревенской России и природные образы в стихотворениях поэта.
6 класс М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Парус», «Листок».
А.В. Кольцов. «Песня пахаря» и «Не шуми ты, рожь…». Образ России в поэзии
7 класс Пейзаж в эпическом и лирическом произведениях ( на примерах лирики создать обобщенный образ природы ).
М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Ф.И. Тютчев «Фонтан», «Ещё земли печален вид», «Неохотно и несмело».
- класс Поэзия времен Великой отечественной войны (Стихотворения А.Суркова «Бьется в тесной печурке огонь», Д.Самойлова «Сороковые»)
- класс. А.С.Пушкин - лирический дневник поэта. М.Ю.Лермонтов. Лирический дневник поэта.
В 9 –м классе проводили урок по лирике А.С. Пушкина ( тема поэта и поэзии), говоря о предназначении поэта и поэзии, сравнивали стихотворения двух поэтов Г.Р. Державина и А.С. Пушкина « Памятник» .
10 класс Лирика А.А. Фета и Ф.И. Тютчева. Своеобразие художественного мира. Основные темы стихотворений. Философия природы в лирике. 11 класс . Русская поэзия «Серебряного века» и др.
- чтобы провести урок с применением такой стратегии (« Стихокартина») нужно , 1-2 раза поработать с совместно ( учитель с учащимися). Составить алгоритм действий, обговорить концептуальные основы, которые можно отразить в стихокартине. (составлена инструкционная карта для учащихся). В зависимости от того, сколько уроков выделено на изучение темы: один- значить проводится на этом единственном уроке, если два или более , то обычно, это урок, завершающий изучение темы. Идеальный вариант проводить в течение двух уроков (1 урок – работа с текстом, создание групповой стихокартины; 2- урок - защита и обсуждение). Подготовка к таким урокам заключается в том, что учащиеся должны обладать знаниями ( статьи учебника об особенностях творчества, основных темах, стилистике поэзии, возможно и другим дополнительны материалом), в 9-11 классах стихокартина должна отражать и раскрывать не только основные образы, но и нести в себе глубокую подтекстовую информацию (основную идею, использованиие художественных средств выразительности, особенности формы, рифмы стиха и т. п.). Это информация может быть как заранее изучена, так и быть вспомогательным материалом ( раздатка) во время урока.
Мы практикуем эту стратегию как групповую форму работы, где каждый участник рабочей группы получает задание (работа с текстом, оформление, защита).
Стихокартины – это стратегия (технология) обучения интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества
На фото представлены уроки 6 класс: Образ России в поэзии (А.В. Кольцов, М. Лермонтов)
Интернет ресурсы :
- https://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/primenenie_innovatsionnoi_art_tekhnologii_na_urokakh_literatury
- http://npgt.ru/ct-menu-item-25/novosti-2018-goda/1072-art-tekhnologii-na-urokakh-russkogo-yazyka-i-literatury
- http://karamyshschool.hostedu.ru/files/master2.doc
- https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/03/16/metodicheskaya-razrabotka-priemy-art-tehnologii-na-urokah