Суббота, 20.04.2024, 12:12
Учитель русского языка и литературы
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Объявления [2]
Поздравления [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Арт–технология – это система последовательных действий педагога, направленных на решение учебно-воспитательных задач с использованием различных видов искусства. Инсценирование, художественные сочинительства, рисование, игры и музыка развивают внутренние силы ученика, будят воображение, развивают образное мышление, создают ситуацию проживания детьми изучаемого материала, расширяют кругозор и многое другое. На таких уроках умственное воспитание переплетается с социальным, эстетическим и оздоравливающим, чего трудно добиваться на других уроках.

Арт-технологии помогают:

  • интерпретировать текст;
  • избежать монотонности и скуки;
  • мотивировать подростков на прочтение художественного произведения, повторное обращение к тексту;
  • более глубоко погрузиться в художественный мир литературы.
  • (текст-арт) — это цвето-графическое воплощение каллиграфически выписанного на бумаге стихотворения. Рассматривая изображение, зритель видит причудливые переплетения букв, складывающиеся в слова, которые, в свою очередь, образуют короткое стихотворение на французском языке. Рассматривают одновременно как один из методов стратегии смыслового чтения (РКМЧМ), либо как арт-технологию (обучение интеллектуальной деятельности на основе деятельностного подхода средствами художественного творчества). Бруно Нивер.

В основе метода лежит техника активного воображения, которая предлагает учащимся возможность для самовыражения и самореализации через результаты своей творческой художественной деятельности.

Две формы :

  • Активная форма (создание учащимися своих собственных произведений: рисунков)
  • Смешанная форма (ученик прибегает к произведениям искусства (сказки, картины, скульптуры и т.п.) для создания своих собственных продуктов творчества)

Каждая стихокартина – это иллюстрация, основанная на поэтической строчке и будто нарисованная буквами.

Стихокартины - это рисуночный анализ стиха

Использование метода даёт возможность :

  • расширить уровень познавательной активности, пробудить в учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала,
  • развивать творческие способности учащихся.
  • Является одной из технологий, которая повышает качество образовательного и воспитательного процесса.

создаётся эффект присутствия «Я это видел», проявляется интерес, желание узнать и увидеть больше.

Арт-урок часто идёт по алгоритму «что будет, если...». Учащиеся могут общаться, помогать друг другу, рассуждать, слушать свой внутренний голос и самовыражаться.

На современном этапе большой интерес представляют арт-технологии, сущность которых заключается в применении различных техник разных видов искусств в учебно-воспитательном процессе как средство творческой самореализации и способа личностного развития будущего специалиста.

Основными формами проведения арт-технологий являются: ролевые и деловые игры, концепты, групповые дискуссии.

  • Предполагаемые результаты от применения технологии

Даёт возможность расширить уровень познавательной активности, пробудить в учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала (становится возможным понимание особенностей стиля поэта, его образов), развивать творческие способности учащихся.

  • Условия успешного применения. Как лучше использовать технологию (в начале урока, в конце; нужна ли предварительная подготовка; в начале изучения темы или в конце; какой нужен тип урока; какой возраст оптимален и т.д.)

Данную технологию применяем с 5-го класса при изучении лирических произведений.

Например: 5 класс:

Раздел : Образ Родины в русской поэзии

  • Образ родины в русской поэзии XIX века : «Русь» И. С. Никитина, «Край ты мой, родимый край...» А. К. Толстого,«Запевка» И. Северянина, «Родная деревня» Н. М. Рубцова.
  • Стихотворения И. А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги...», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...». Особенности художественной картины, нарисованной в стихотворении.
  • Стихотворения С. А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная...», «Топи да болота...», «Нивы сжаты, рощи голы...». Картины деревенской России и природные образы в стихотворениях поэта.

6 класс М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Парус», «Листок».

А.В. Кольцов. «Песня пахаря» и «Не шуми ты, рожь…». Образ России в поэзии

7 класс Пейзаж в эпическом и лирическом произведениях ( на примерах лирики создать обобщенный образ природы ).

М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Ф.И. Тютчев «Фонтан», «Ещё земли печален вид», «Неохотно и несмело».

  1. класс Поэзия времен Великой отечественной войны (Стихотворения А.Суркова «Бьется в тесной печурке огонь», Д.Самойлова «Сороковые»)
  2. класс. А.С.Пушкин - лирический дневник поэта. М.Ю.Лермонтов. Лирический дневник поэта.

В 9 –м классе проводили урок по лирике А.С. Пушкина ( тема поэта и поэзии), говоря о предназначении поэта и поэзии, сравнивали стихотворения двух поэтов Г.Р. Державина и А.С. Пушкина « Памятник» .

10 класс Лирика А.А. Фета и Ф.И. Тютчева. Своеобразие художественного мира. Основные темы стихотворений. Философия природы в лирике. 11 класс . Русская поэзия «Серебряного века» и др.

  • чтобы провести урок с применением такой стратегии (« Стихокартина») нужно , 1-2 раза поработать с совместно ( учитель с учащимися). Составить алгоритм действий, обговорить концептуальные основы, которые можно отразить в стихокартине. (составлена инструкционная карта для учащихся). В зависимости от того, сколько уроков выделено на изучение темы: один- значить проводится на этом единственном уроке, если два или более , то обычно, это урок, завершающий изучение темы. Идеальный вариант проводить в течение двух уроков (1 урок – работа с текстом, создание групповой стихокартины; 2- урок - защита и обсуждение). Подготовка к таким урокам заключается в том, что учащиеся должны обладать знаниями ( статьи учебника об особенностях творчества, основных темах, стилистике поэзии, возможно и другим дополнительны материалом), в 9-11 классах стихокартина должна отражать и раскрывать не только основные образы, но и нести в себе глубокую подтекстовую информацию (основную идею, использованиие художественных средств выразительности, особенности формы, рифмы стиха и т. п.). Это информация может быть как заранее изучена, так и быть вспомогательным материалом ( раздатка) во время урока.

Мы практикуем эту стратегию как групповую форму работы, где каждый участник рабочей группы получает задание (работа с текстом, оформление, защита).

Стихокартины – это стратегия (технология) обучения интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества

На фото представлены уроки 6 класс: Образ России в поэзии (А.В. Кольцов, М. Лермонтов)

 

Интернет ресурсы :

  1. https://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/primenenie_innovatsionnoi_art_tekhnologii_na_urokakh_literatury
  2. http://npgt.ru/ct-menu-item-25/novosti-2018-goda/1072-art-tekhnologii-na-urokakh-russkogo-yazyka-i-literatury
  3. http://karamyshschool.hostedu.ru/files/master2.doc
  4. https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/03/16/metodicheskaya-razrabotka-priemy-art-tehnologii-na-urokah

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
uCoz