Пятница, 29.03.2024, 18:00
Учитель русского языка и литературы
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Объявления [2]
Поздравления [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Технология развития критического мышления– это целостная система, формирующая навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце XX века в США Стилом, Мередитом и Уолтером. В российской педагогической практике технология применяется с 1997 года.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Критическое мышление есть мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить.

Критическое мышление это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.

Технология развития критического мышления средствами чтения и письма ставит перед собой такие задачи, как научить учащихся:

  • владеть разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения;
  • выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур;
  • эффективно использовать самые разнообразные ресурсы для получения необходимой информации.

Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к технологии развития критического мышления через чтение и письмо и работать с учениками любого возраста.

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
  • сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
  • побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, т.е. еще до знакомства с текстом (под текстом понимается и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал) ученик начинает размышлять по поводу конкретного материала. На первом этапе включаются механизмы мотивации, определяется цель.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

  • получить новую информацию, осмыслить ее;
  • соотнести с уже имеющимися знаниями;
  • искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом - чтение, которое сопровождается действиями ученика: маркировкой с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа), составлением таблиц, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и др. В результате этого ученики получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные.

Таким образом, ученик следит за собственным пониманием самостоятельно.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

  • целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  • присвоение нового знания, новой информации учеником;
  • формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии происходит обобщение информации, возрастает роль письма. Письмо помогает не только разобраться в материале и поразмышлять над прочитанным, но и высказать новые гипотезы.

В технологии развития критического мышления через чтение и письмо используются разные методы и приемы, применяемые как на определенном этапе, так и в качестве стратегии ведения урока в целом.

Рассмотрим те приемы, которые эффективно используются при обучении русскому языку.

Данная технология предполагает равные партнёрские отношения как в плане общения. Так и в плане конструирования заданий, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме данной технологии, учитель престаёт быть главным источником информации, и, использую приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Технология развития критического мышления средствами чтения и письма ставит перед собой такие задачи, как научить учащихся:

  • владеть разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения;
  • выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур;
  • эффективно использовать самые разнообразные ресурсы для получения необходимой информации.

Библиография.

1. Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск, 2003.

  1. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно-методическое-пособие. – М., 200
  2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И.Критическое мышление: технология развития. – СПб., 200
  3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб., 2003.
  4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М., 2004.
  5. Мокраусов И.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. – Самара, 2003.
  6. Палат Е.С. Новые информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М., 2003.

Интернет ресурсы:

  1. https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200401504
  2. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/08/09/tekhnologiya-razvitiya-kriticheskogo Вишнякова Е.Е.Не только о технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо.
  3. https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200302802 Столбунова С.В.Развитие критического мышления. Апробация технологии.
  4. https://videouroki.net/razrabotki/priiomy-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i.html
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
uCoz